Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №48"

г.Барнаул 

тел.+7 (3852) 73-00-77

+7 (3852) 73-11-12

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе
15.03.2018

Как правильно научить ребенка читать!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48»

 

 

Как правильно научить ребенка читать!

Советы логопеда

 

 

 

учитель – логопед:  Долганова В.О.

 

 

2018 г.

 

Невозможно точно сказать, когда пора учить чтению. Это вопрос психологической готовности.

Как логопед-практик я рекомендую обучать своего малыша чтению с пяти лет.

Обязательным условием при этом должно быть чёткое и правильное произношение вашим ребёнком всех звуков речи.

Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить у логопеда, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.

От того, насколько дозировано, интересно, ненавязчиво Вы проведёте с малышом первые в его жизни уроки чтения, зависит в дальнейшем его желание и интерес получать из книг или интернета необходимую информацию.

А когда Ваш ребёнок поступает учиться в школу, лицей или гимназию, то умение читать – совершенно необходимое требование.

Начинать надо, когда ребёнок сам принесёт вам книгу

Старайтесь много читать сами, покупайте (или берите в библиотеке) яркие красивые книжки и читайте их вслух малышу.

Нужно показать, что книга — это интересно. С помощью неё человек получает эмоциональную поддержку.

Если ребёнок сам проявляет интерес к книжке уже в 3-5 лет, можно показать ему буквы и потихоньку учить читать. Если даже в 6 лет (при условии нормального развития) интереса нет, у меня есть предположение — взрослые в этом доме книги не открывают. Постарайтесь стать для ребёнка примером. Откажитесь от телевизора и компьютера в пользу книги.

Первый этап обучения чтению — узнавание букв

Когда ребёнок проявляет интерес к книге, начните показывать ему буквы, рассказывайте, как они читаются. Для лучшего результата делайте это в процессе игры. Лепите буквы из пластилина, кинетического песка, рисуйте их на земле и снегу, показывайте карточки с буквами.

Важное замечание для родителей: не надо учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите. Учите с ним не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете на букву «м» и говорите: «Это буква "м" (ни в коем случае не "эм"!)». Если мы научим ребенка называть буквы так, как они звучат в алфавите («эм», «эн», «эр»), то читать ему будет очень сложно. Когда он увидит слово «мама», он попытается прочитать его вот так: «эм-а-эм-а».

Второй этап — учите складывать слоги, читать слоговым способом

Как только малыш запомнил несколько букв (от 2 до 5), можно переходить к чтению слогов. Здесь также есть опасность сделать ошибки. Самая распространенная — когда родители разбивают один слог на буквы. Например, видят слог «ма» и озвучивают: «Это буквы "м" и "а", вместе они читаются "м-а"». Так делать не надо. Правильным решением будет просто показать на слог и без предварительных пояснений сказать: «Это читается "ма"». Иначе дети будут читать не по слогам, а побуквенно. Это существенно замедлит процесс чтения. Ребята не справятся с длинными словами, вечно будут путать, где согласный произносить твёрдым, а где мягким.

Чтобы читать по слогам было проще, сделайте кубики со слогами, развесьте слоговые таблицы. Начинайте с открытых слогов (заканчиваются на гласную — ма, на, ра). Чтобы вам было легче ориентироваться, с чего начинать, возьмите букварь. Они методически выверены, построены по принципу от простого к сложному. Мне очень нравится издание авторства Синёвой Натальи Владимировны. Оно сделано для детей, которые учат русский язык в качестве иностранного. В нём хорошо проработана последовательность букв, а также объясняются особенности произношения, разных интонаций и другие тонкости речи.

Третий этап — учите читать целые слова и понимать смысл прочитанного

Когда ребенок будет медленно, но верно читать по слогам, начинайте интересоваться, о чём же он там читает. Часто бывает, что малыш прочитал словосочетание или коротенькое предложение, но пересказать смысл не может. Всё потому, что чтение — невероятно сложный процесс. Ребёнок полностью сосредоточен на том, чтобы вспомнить букву, слог. До смысла он просто не добирается.

Как понять, что малыш не в курсе прочитанного? Задать наводящие вопросы. Например, он прочитал «Мама мыла раму». Спросите: «О чём ты сейчас прочитал? О ком идет речь?». Если процесс чтения идёт затруднительно, он вряд ли сможет ответить. Тогда попросите его прочитать предложение ещё раз. После этого задайте более конкретный вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?».

Также проблемы с пониманием могут возникнуть, если ребёнок не узнаёт слово. Прочитал и не понимает, что это за слово. Например «гвоздь» мы произносим как «гвосьть», «дуб» — «дуп». Дети часто не узнают слова, в которых согласные «оглушаются» в середине или в конце. Не надо объяснять им, что согласные могут «оглушаться» и редуцироваться. Просто соберите несколько примеров таких слов, пусть почувствует язык.

 

Существует несколько методик обучения чтению. Я остановлюсь на традиционной для большинства школ методике и выражу свое мнение о своевременности обучения детей чтению.

К 5 годам у детей формируется особое умение – умение слышать в звучащей речи отдельные звуки. Благодаря этому ребенок может разделить слово на составляющие его звуки, а из отдельных звуков собрать целое слово. Этот процесс очень сложный, ребенок осваивает его постепенно. Но точно установлено, что к 5 годам дошкольник с нормальным слухом и интеллектом способен после нескольких занятий выполнить звуковой анализ слова.

Эффективная методика и советы родителям

«Как правильно научить ребёнка читать»

 

Первый совет. «Как правильно называть буквы».

Обучая детей грамоте, очень важно с самого начала научить их правильно называть буквы. И если названия гласных букв обычно не вызывают никаких сомнений, то с согласными не всё так просто.

Внимание! Все согласные буквы мы называем так же, как произносим сам звук! Коротко, без призвуков. Обучая дошкольника, нельзя называть согласные буквы так, как привыкли это делать мы, взрослые, - «ПЭ», «ТЭ», «РЭ». В данном случае получается, что вы называете не одну букву, а целый слог из двух букв.

Родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем), а согласные - отрывисто.

Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.

Второй совет. Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Это непросто, скучно и бестолково. Выучите с малышом 4 буквы гласные (А, У, О, Ы) и 7-10 букв согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п», «л»,…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги. Названия остальных букв объясните позже.

Третий совет. Начинаем читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите: «С, О - получается СО, В, А - получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.

Крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА,ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …

Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 15 минут! Можно сделать перерыв на один-два дня. При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, - прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпениемБольше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.

Четвёртый совет. Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, - чтение по таблицам.

Для разнообразия предложите малышу самому написать слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам ещё «учеников». Пусть это будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла), играйте в школу. Можно заранее спрятать написанные на бумажках слоги в разных углах комнаты и предложить поиграть в разведчиков. Вариантов много, фантазируйте.

Пятый совет. В русском языке есть «прямые» слоги, их ваш ребенок уже научился читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).

Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС, ЯМ, ЕТ, ЮТ, ЁК. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте её под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Если будут затруднения, увеличьте размер таблиц. Потом чередуйте слоги: ТА, ОХ, ЫМ, ГУ, УС, ЯТ и т.д.

Шестой совет. Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным. Придумайте игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай». Потом переходим к чтению слов, состоящих из трёх букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т.д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возможно, у Вашего чада есть игрушки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответ­ствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.

Седьмой совет. В русском языке есть слова двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т.д. Здесь для эффективного обучении чтению я предлагаю последова­тельность схем-слов, следующую ниже.

Вы можете придумывать свои слова, но слоговая структура слова должна сохраняться.

  1. Читаем слова типа: ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т.д.
  2. МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т.д.
  3. КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т.д.
  4. ЗА-БОР, ДИ-ВАН,ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.
  5. ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.
  6. ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.
  7. ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.
  8. МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.
  9. ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.

И только теперь, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.

Восьмой совет.  «Как вызвать и поддержать интерес к чтению»

Важно правильно выбирать материал для чтения. Детям гораздо интереснее читать маленькие рассказы с простым завершенным сюжетом, тексты с короткими эмоциональными диалогами; небольшие стихи. Ряды и столбики слогов и слов малышу скучны и непонятны.

Книги, которые читает дошкольник, должны быть с большими иллюстрациями, хорошего качества. Картинка вводит ребенка в содержательный контекст книги, помогает сориентироваться, отчасти дает возможность читать некоторые слова по догадке. Перед началом чтения нужно внимательно рассмотреть картинки, обсудить их содержание и только потом предложить ребенку прочитать текст.

Важно дать ребенку понять, что чтение приносит ему пользу, помогает в жизни (можно самому прочитать название на конфете, вывеску, название книги, мультфильма).

Интересно и полезно разгадывать с ребенком кроссворды, ребусы, выполнять различные интересные задания с буквами и словами, которых много в детских журналах. Это дополнительно убедит малыша в том, как хорошо уметь читать.

Можно показать ребенку, как печатать слова на клавиатуре компьютера. Овладев этим умением, малыш сам с удовольствием будет создавать «печатную продукцию» (поздравления, записки маме и папе, стихи).

Чем более непринужденно и весело протекает процесс чтения, тем он эффективнее. То, что доставляет ребенку радость и удовольствие, усваивается лучше. Чтение следует дозировать небольшими порциями. Лучше останавливать ребенка в тот момент, когда он еще не устал («А дочитаем сказку после обеда…»).

 

 

Девятый совет.  «Советы по совершенствованию техники чтения»

Читать нужно ежедневно. При этом важно сочетать разные формы работы с текстом (по степени самостоятельности ребенка): слушание, совместное чтение, самостоятельное чтение.

Ни в коем случае нельзя подгонять читающего ребенка, раньше времени добиваться от него беглого чтения. Гораздо важнее – понимание прочитанного. На скорость же чтения влияют многие факторы: прочность знания букв, состояние навыка слогослияния, длина и слоговая структура слов, смысловая сложность текста. Кроме того, темп чтения зависит и от нервной деятельности ребенка: одни дети сразу начинают читать быстрее, другие более медленно.

Чтение и письмо должны идти рука об руку. Звуко-буквенный анализ и синтез – это «две стороны одной медали» обучения грамоте. Предлагайте ребенку несложные задания с печатными буквами: записать имена, простые слова, сделать подписи к рисункам. Пишите с ним короткие записочки друг другу, друзьям вашей семьи. Подобные занятия дадут хороший импульс собственно чтению.

Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно прочитывал окончания слов. Так как иногда дети начинают злоупотреблять чтением по догадке, нужно показать им, как важно дочитывать всё слово до конца – от этого зависит смысл прочитанного.

На определенном этапе можно объяснить ребенку, что некоторые слова пишутся и читаются по-разному. Например, слова что, потому что, конечно, кого, того. Слова с безударным гласным О: корова, мороз, огонь и т.д. важно следить, чтобы ребенок не переносил подобное произношение в устную речь.

Во время чтения важно привлекать внимание ребенка к знакам препинания объяснить их роль: они показывают, где нужно сделать паузу, где остановиться, с какой интонацией читать.

Вырастить грамотного, образованного сына или дочь - мечта каждого родителя! Однако обучение чтению - процесс непростой, требующий большого терпения, умения и индивиду­ального подхода.

Доверив обучение опытному логопеду, Вы добьётесь желаемого результата намного быстрее, а также избежите возможных побочных проблем, таких как дислексия, дисграфия и т.д.

 

Успехов вам в чтении!

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 16.12.2022
Прочитано раз: 1728

 

 

Наш адрес:  656015

Алтайский край  г. Барнаул, пр. Ленина, 75

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно