Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №48"

г.Барнаул 

тел.+73852618790 

Административное меню

Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Барнаула

07.02.2018

Консультация для родителей: "Всестороннее развитие ребенка в процессе работы с глиной"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №48»

Консультация для родителей на тему:

«Всестороннее развитие ребенка в процессе работы с глиной»

 

 

Подготовила:

Руппель И.А.

Барнаул

2018

 

 Работа с глиной

Наблюдая за своим ребенком, каждый родитель пытается увидеть в нем неповторимость, удивляется тому, как чутко малыш слышит слово, подбирая рифмы; как на слух подбирает мелодию на музыкальном инструменте; как творит удивительный мир, получив в руки краски и кисти. А что, если дать ребенку в руки кусок глины?! Сможет ли тогда проявиться его индивидуальность? Конечно, и неожиданно для самого ребенка. Ведь глина - удивительный материал, это, как бы, ожившая игрушка: только что был бесформенный серый комок, малыш мнет его и вдруг... Вот мордочка, вот ушки! Да это же собачка! Рисунок статичен, очень часто, когда ребенок начинает играть с изображением, в результате остается пестрое цветовое пятно. С глиняной фигуркой, пока она не высохла, можно играть: она двигается, изменяется, изгибается, передавая движения, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребенок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его. Ребенку хочется, чтобы его "элементарная скульптура", так специалисты называют продукт детской лепки, была как можно больше похожа на реальный предмет, поэтому он внимательно вглядывается в окружающий мир, анализируя его соразмерность, пропорциональность, объемность. Почему надо, чтобы ребенок лепил из глины? Ведь есть и другие пластические материалы: пластилин, тесто, папье-маше?! Глина - природное вещество, а пластилин - это игрушка, которую придумали взрослые, чтобы дети могли лепить. Поэтому очень полезно лепить. Она дольше других материалов сохраняет свои пластические свойства в неумелых руках ребенка: пластилин, нагревшись, начинает течь и не держит форму; тесто пересыхает и его надо заново месить; папье-маше очень пачкает руки и все вокруг. А с глиной, даже если она немного подсохла, можно работать: для этого надо чуть смочить ее водой, и она снова такая же гибкая, упругая, пластичная.

Малыш стремится во взрослый мир, хочет быть как взрослые: сидеть на большом стуле, есть большой ложкой, стучать молотком, как папа, месить тесто, как мама. Глина дает ему возможность приобщиться ко взрослому миру: Из чего ваза? (Из глины) А тарелка? (Из глины). А статуэтка? (Из глины). Кто сделал? (Взрослый, гончар, скульптор.) И ребенок, работая с глиной, может сказать: "Я тоже, как скульптор, леплю красивое из глины".

Народная целительница В. Травинка пишет о том, как удивительно глина воздействует на организм человека. Упругая, мягкая, пластичная глина развивает мелкие мышцы руки, когда ребенок начинает лепить пальцами. При лепке у ребенка работают обе руки. Значит, гармонично развиваются оба полушария головного мозга. В процессе работы с глиной активно развивается сенсорика. Ребенок узнает разные свойства: твердый, мягкий, упругий, хрупкий, холодный, скользкий, гладкий, шершавый...

Психологи доказали, что ребенок разносторонне (и нравственно, и физически, и эстетически и т.д) развивается только тогда, когда осуществляет деятельность. Лепка - становится деятельностью самого ребенка, когда он определяет сам замысел, выбирает глину, из которой можно лепить, организует рабочее место и подбирает стеку, сам выполняет формообразующие действия, и сам оценивает слепленную фигурку.
Анализируя свою деятельность, полученный результат, сопоставляя с задумкой, ребенок учится учиться, он учится самооценке своих умений и постановке новых задач перед собой по совершенствованию этой деятельности.

Доктор педагогических наук Р.С. Буре советует формировать у ребенка умение выполнять любую деятельность, руководствуясь тремя правилами культуры труда: порядок на рабочем месте: порядок в одежде: хороший результат:

"Проверю, хорошо ли у меня получилось? Там, где я лепил чисто... нигде не запачкалось? Костюм не испачкал, только руки надо вымыть. И моя фигурка получилась такой, какую я задумал. Я молодец."

Конечно, трехлетний малыш еще не может сам так рассуждать, в этом ему может помочь взрослый своими вопросами: Что задумал слепить? Из чего? Чем будешь лепить? Как будешь лепить? Получилось ли у тебя то, что ты хотел слепить?"

Каждый раз при получении результата, если Вы будете обращать на это внимание и поможете, выполнив три правила культуры труда, получить результат, то к 4-5 годам ребенок сможет сам поставить подобные вопросы перед собой и на них же самому и ответить: вокруг чисто, сам чистый и получилось то, что задумал.

Вероятно, мы убедили вас в том, что кроме книг, игрушек, красок, строительного материала надо дать детям в руки и глину?! Тогда за дело!

Сначала надо глину подготовить к работе: полкилограмма сухого глиняного порошка вам хватит надолго, конечно, если Ваш ребенок не будет дарить свои фигурки знакомым и гостям. Ведь глину можно использовать многократно, размочив поделки. На полкилограмма сухого порошка берем полстакана воды, перемешиваем в однородную массу, работаем в миске, чтобы не перепачкать всё вокруг. Глина должна стать, как крутое. тесто для пирожков. Можно добавить ещё немного воды, если глина суховата. А если глина получилась жидкой, не держит форму, лишнюю воду можно обжать газетой, предварительно переложив глиняный комок из миски во влажную, суровую ткань, например, в мешковину. Теперь будем месить глину, как тесто, чтобы она перестала пачкать руки. Замесили? Теперь проверим свойства глины: скатаем колбаску и сожмем в колечко. Если колечко гладкое, без трещинок, можно лепить. А, если колечко потрескалось, то глина худая, неэластичная, значит, её надо "подкормить" любым растительным маслом (рапсовое, льняное, подсолнечное, кукурузное, оливковое) чуть-чуть, снова замесить глину и опять сделать колечко. Если работаем с глиной долго, полгода, то со временем, её тоже надо подкормить, так как жирность глины размывается водой, которую мы добавляем, чтобы глина стала мягкой. Итак, глина готова к работе: мягкая, упругая. Как же её хранить? Ведь мы не используем весь комок сразу?! Надо завернуть глину во влажную, суровую ткань, положить в полиэтиленовый пакет. Так она храниться долго. Если же вы достали глину, а она подсохла, добавьте воды и смочите ткань.

Что делать, если есть много фигурок, а глина кончилась? Если вам хочется сохранить фигурки, купите новую коробку глиняного порошка. А если нет потребности сохранить, то лучше не на глазах у ребенка, сложите фигурки в миску, залейте водой и оставьте на пару дней, чтобы глина размокла. Когда глина станет мягкой, слейте лишнюю воду и соберите всё в один комок. Глина снова готова к работе.Кроме глины для лепки ребенку понадобятся: небольшая дощечка размером 30-30 см. и клеенка, чтобы не испачкать стол, кусок увлажненной ткани для протирания рук, блюдечко с водой и стека. Стеки бывают очень разные. Самую простую и наиболее нужную можно сделать самим из палочки длиной 10-12 см., один конец которой заострен, служит для прорисовки деталей нанесения штрихов, насечек, украшающих изделия, а другой конец - широкая плоская лопатка, служит для примазывания деталей, там, где это трудно сделать пальцем, а также для разрезания глины. Такая лопатка может резать глину как нож .Когда подготовите глину и оборудование, встанет вопрос: Как разбудить интерес ребенка к глине?

Положите на стол клеенку, на нее дощечку, чтобы ничего не испачкать. Закатайте рукава и на глазах у ребенка начните лепить, демонстрируя ребенку, как Вам нравится этот процесс. Сделав фигурку, доступную Вашим возможностям (мячик, баранку, лепешку и может снежную бабу) начните с ней играть: "Вот баранка, на, куколка, ешь её, угощайся, для тебя слепила." Услышав и увидев это, ребенок скажет: "И я хочу, дай мне." А Вы ему : "Сейчас я вытру руки, а то они сейчас в глине, закатаем рукава, и ты будешь лепить." Закатывая рукава, спросите у ребенка: "А что ты хочешь слепить?"

3-4-летний ребенок, если не посещает детский сад, не может сформулировать замысел. Поэтому Вы сами его и назовите:

Мама (девочке) " Дочка хочет яблочко, кругленькое";

Мама (мальчику) "Сыночек хочет в мячик поиграть". Этот вопрос заставит ребенка ещё до начала лепки представить будущую поделку.

Кладете два кусочка глины: сухой и готовой к использованию: "Из чего будем лепить? Эта - глина (сжимаете) твердая, не лепится. А эта (мнете в руках мягкую) - мягкая. Сожми. Это какая? А это какая? Из мягкой глины будем лепить, а твердая для этого не годится. Глина пачкается, рукава засучили, стол клеенкой закрыли. Теперь можно лепить."

Вы его руками помогаете ему создать образ яблока (мячика). Поскольку предмет должен появиться из рук ребенка как чудо, Вы радостно спрашиваете: "Что же получилось у нас с тобой?!" (Яблоко... мячик).

Первая встреча с глиной очень короткая по времени. Ведь её задача - разбудить интерес, показать глину и процесс превращения её в предмет как чудо.
Очень важно тут же научить ребенка выполнению 3 правил культуры труда: "Теперь давай вытрем руки тряпочкой. Дощечку от глины вытрем. Клеенку уберем. Смотри, лепили из глины, а стол чистый, и костюм чистый. А что слепили? Вот здорово, ещё будем лепить?"

Специалисты советуют следующую последовательность усложнений тематики лепки ребенком (колбаска, шарик, неваляшка, рыбка, бусы, погремушка, морковка, посуда, звери, люди). Прежде чем предложить ребенку лепить то, что он захотел, предложите ему найти среди его игрушек или предметов реальный предмет. Предложите его ощупать, осмотреть со всех сторон, выделите части. А если это живой объект, то понаблюдайте за его поведением, повадками.

Лепка как деятельность принесет пользу для здоровья ребенка в том случае, если Вы научите его делать "твердые ладошки". Твердые ладошки - это напряженные руки. Вот так пальцы напрягаются так, что 3 фаланга каждого пальца белеет. Тогда то ребенок и почувствует мышечное усилие, обеспечивающее твердость ладони, которая позволит изменять форму глины.

Чтобы дети могли лепить разные предметы, надо показать способы лепки: как можно изменить форму куска глины, как разделить её на части и как их соединить, как украсить скульптуру.

РАСКАТЫВАНИЕ - это движение касается выполнения удлиненных округлых цилиндрических тел (колбаска, сарделька) и т.д. Последовательно противоположное продольное движение ладоней рук. Правая рука идет в одну сторону - вперед, левая в противоположную ей - назад Раскатывать можно и о стол, но для нас важно активное развитие детских рук. При раскатывании левая рука обычно выполняет функцию опоры, правая, как всегда, наиболее активна. Если мы будем раскатывать глину при вертикальном положении рук, то могут появиться разрывы в форме. Такой вид раскатывания допустим при обработке небольших кусков глины. Следовательно. можно отметить два вида раскатывания: при положении рук горизонтально и при положении рук вертикально. Раскатывать можно ладонью руки и пальцами - при поделке мелких деталей, предметов.

СКАТЫВАНИЕ - прием, с помощью которого создаются округлые шарообразные предметы (мяч, яблоко, вишня). Это круговое последовательно одновременное движение рук - правая рука движется вправо по часовой стрелке, левая - за ней, но в несколько замедленном темпе. Правая рука обычно помещается сверху левой. Левая рука совершает движения более медленные. Пальцы обеих рук округло полусогнуты в форме чашечки, как бы обхватывая шар

СДАВЛИВАНИЕ, СПЛЮЩИВАНИЕ - это силовые движения для получения разнообразных плоских и дисковых форм. От силы нажима на кусок глины зависит характер той или иной формы.

РАСПЛЮЩИВАНИЕ - это действие с большей силой нажима, чем сдавливание, сплющивание. Младшему ребенку-дошкольнику легче удается прием расплющивания, так как тормозные процессы развиты у него ещё недостаточно, мышечный контроль слаб. Но мы должны постепенно выработать у детей способность регулировать силу нажима, подводя к приему сдавливания, сплющивания. Движения рук при этом приеме направлены навстречу друг другу с одновременным надавливанием на кусок глины (лепешка, шляпка у грибка). С целью получения более точной формы можно иногда допустить сдавливание или расплющивание глины о поверхность доски.
ВДАВЛИВАНИЕ - движение предполагает приложение определенного силового нажима пальцами о поверхность материала (чашки). При вдавливании принимают участие обычно большой и указательный палец, при глубоком - большой

ПРИЩИПЫВАНИЕ - это переходное действие, от него легче перейти к приему вытягивания. Движение сдавливания материала тремя пальцами правой руки небольшой части глины (клюв у птички)

ОТТЯГИВАНИЕ, ВЫТЯГИВАНИЕ - движение щепотью одной руки, обычно правой, от статично закрепленного в левой руке куска глины в противоположную сторону - вправо (хвост у птички)

ВЫТЯГИВАНИЕ - предполагает одновременное движение обеих рук в противоположно направленные стороны (изготовление удлиненных форм, например, шеи и головы у лебедя, гуся)

СГИБАНИЕ - движение, построенное на плавности, небольшом силовом усилии, противоположное повлечет к ломке формы.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ПРИМАЗЫВАНИЕ - действия, связанные с движением навстречу друг другу двух отдельных кусков материала, прижатия одного куска материала к другому и выравнивание мест скрепления.

СГЛАЖИВАНИЕ И ОТГЛАЖИВАНИЕ - выравнивание всей поверхности материала пальцами, ладонями, иногда с использованием мокрой губки (или блюдечка с водой), о которую дети смачивают пальцы.

Скрепление частей иногда используется без применения приема примазывания. Это делается следующим образом: в поверхностях мест скрепления той и другой части проводится ряд глубоких полос с целью разрушения верхнего слоя глины, получившего от наших пальцев жировую пленку, после этого куски глины соединяются и слегка поворачиваются. Такой прием используется при лепке обобщенных овоидных форм (клоун-попрыгунчик, космонавт, пластмассовый мишка). Иногда приходится при лепке той или иной формы предмета применять несколько приемов лепки вместе, например, лепка овоидных форм (яйцо, огурец, картошка). И можно использовать следующие приемы, скатывание с последующим небольшим раскатыванием противоположных сторон шара. Для получения более точной формы иногда бывает, необходима доработка пальцами.

Все приемы лепки следует вводить постепенно, когда в них появится необходимость. Например, для 3- трехлетнего: "Яблочко круглое, покатай в ладошках, вот как катается..." (у ребенка в руках яблоко, а у Вас глина). Открываете свои ладошки: "Вот и у меня круглое яблочко, только из глины. Как я катала, покажи! А что ещё можно круглое слепить? Что ты слепишь?"

4-летнему; "Хочешь угостить куклу пирожками, помнишь я лепила пирожки? Сначала шарик скатала. Как? Потом сделала лепешку. Вот так Потом края приподняла и прищипывала. Как? Вот так (показываете). Можешь так слепить?"
5 летнему: " Давай чашку слепим. Донышко как сделаем, а стеночки как, а ручки как? А что ещё можно так же слепить?" (Кастрюлю, вазу, кувшин, чайник).

Так ребенок будет осмысливать и осваивать способы лепки путем проговаривания.
6-летнему ребенку можно предложить рассмотреть картинки-рисунки из нашего пособия и самому догадаться, как можно получить нужную форму.

Покажите ребенку способы лепки, дайте ему глину и тогда он порадует вас удивительными фигурками и откроет для себя ещё один мир - мир скульптуры, который сделает его богаче и поможет ему раскрыть неповторимую индивидуальность.

ЛИТЕРАТУРА

В.Т. Иванова, З.В. Дворникова  «Родителям, осознающим ответственность за будущее своих детей»

 

 

Последнее обновление: 26.09.2019
Прочитано раз: 248

 

 

Наш адрес:  656015

Алтайский край  г. Барнаул, пр. Ленина, 75

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно