Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №48"

г.Барнаул 

тел.+73852618790 

Административное меню

Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Барнаула

27.10.2017

Консультация для родителей на тему: «Как победить застенчивость у детей?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №48»

Консультация для родителей на тему:

«Как победить застенчивость у детей?»   

                                                   

Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости у детей.

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

                                            ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК

  • Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на неё внимания.
  • Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том, что на свете много застенчивых людей.
  • Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните малышу, что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. - Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнай­ку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
  • Постарайтесь разобраться в истинных желаниях своего ре­бенка. Не упрекайте, а лучше объясните ему его поведение: «Я вижу, что ты чувствуешь себя неуверенно, а тебе хочется иг­рать с ребятами».
  • Не называйте ребенка застенчивым, так как это может от­разиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные сто­роны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его поло­жительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверен­ность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много досто­инств, значит, ему есть чем гордиться. Предложите ребенку вы­писать свои хорошие качества на лист бумаги (в одну колонку). В другой колонке должны быть те качества, которыми, по его мнению, его наделяют другие люди. Положительных качеств, несомненно, будет больше, чем отрицательных. Главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть, за что уважать и ценить. Подскажите ребенку, что разрешается время от времени вписы­вать те новые черты, которые он может поставить себе в заслу­гу, и вычеркивать те, от которых он смог избавиться.
  • Находясь в большом обществе, будьте рядом с ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность в себе. Пусть он сам отпустит вашу руку.
  • Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в походы, на экскурсии, желательно туда, где ему нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и т. п. Следует учитывать одно важ­ное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка ком­пании сверстников против его желания.
  • Организовывайте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в курсе его интересов. Проанализируйте с ре­бенком содержание бесед детей того круга, к которому он хотел бы присоединиться. Необходимо натолкнуть ребенка на мысль, что он вполне мог бы участвовать в разговоре на равных, так как ему есть, что сказать по данным темам.
  • Часто ребенок панически боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с вопросом. Помогите ему вспом­нить большинство таких разговоров, где, как правило, говорят два-три человека, а остальные подают короткие реплики. Поста­райтесь убедить ребенка, что произнести фразу из двух-трех слов он способен.
  • Расскажите ребенку, как он выглядит со стороны в тот мо­мент, когда хочет присоединиться к другим детям, но стесняется или боится сделать это. Можно наглядно показать, приняв опре­деленную позу. Пусть ребенок осознает, как смешно и нелепо он может выглядеть со стороны в минуты застенчивости. Такой факт заставит его стараться следить за своей мимикой.
  • Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испы­тывать беспричинную тревогу - особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Суще­ствует два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя.

Способ первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряже­ние и расслабиться.

Способ второй: медленный счет про себя - до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст возможность отвлечься и успокоиться.

  • Вызывайте ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят вас с ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок рассказывает вам каж­дый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам.
  • Генеральная репетиция - лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда по­лезно проиграть ту или иную ситуацию. Причем варианты должны быть различными. Можно порекомендовать в ситуации, когда на ребенка «нападает приступ застенчивости», предста­вить себе, что он в данный момент только играет определённую роль.
  • Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся у всех на виду. Объясните ребенку, что у людей много собст­венных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его про­мах, безотказно действует один простой прием - улыбка. Доста­точно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже отве­тит улыбкой. В худшем случае - просто равнодушно отвернется.
  • Постарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по лю­бому поводу, предъявляют к нему завышенные требования, ред­ко хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность. Попробуйте смотреть на ребенка не глазами цензора, и со временем вы увидите, как он преобразится.
  • Обратите внимание на то, как и что вы говорите ребенку об окружающих людях. Может быть, в ваших высказываниях то и дело проскальзывает излишняя категоричность и критич­ность? Слушая, как родители рассуждают о других людях и ак­центируют свое внимание на чужих недостатках, ребенок в свою очередь делает вывод, что и окружающие так же говорят о нем и разглядывают, будто под микроскопом, подмечая каждое сло­во, движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь в присутствии ребенка вообще не обсуждать других людей.
  • Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему по­добные случаи, происшедшие с вами, и собственные пережива­ния по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать се­бя увереннее в аналогичных ситуациях.
  • Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость. Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся вашего ребенка, спокойными и невозмутимыми. Ведите себя уравновешенно. Это поможет снять напряжение.
  • Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в коллективную жизнь группы. Участие в кон­курсах, соревнованиях и т. п. поможет вашему малышу стать общительным и приобрести друзей.

Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком

  • Быть очень деликатным и не разочаровываться в нем.
  • Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.
  • Не превращать ребенка в Золушку.
  • Все делать так, чтобы ваш малыш не чувствовал себя не­защищенным и зависимым от вас.

- Гасить тревогу по любому поводу.

- Повысить уровень его самооценки.

- Учить, чтобы он уважал себя.

- Хвалить и делать ему комплименты.

- Формировать уверенность в себе.

-Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить сла­бую (использовать как средство компенсации всех недостатков).

- Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.

-Тренировать с ним навыки общения.

-Любыми способами поощрять его игры со сверстниками.

-Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.

-Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, бо­лее симпатичными детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

-Не критиковать вслух ум вашего ребенка.

-Не создавать такие ситуации, в которых он чувствовал бы себя неполноценным и являлся объектом даже самых невинных шуток и насмешек. Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

- Быть нежным с ним.

- Сочувствовать ему.

- Поддерживать его.

- Первым сделать шаг ему навстречу, чтоб перекинуть мост доверия, который соединил бы еще крепче вас и вашего ребенка.

Литература:

Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», М: ЧеРо, 2002 г

Подготовила:

воспитатель,

Руппель И.А.

Последнее обновление: 26.09.2019
Прочитано раз: 958

 

 

Наш адрес:  656015

Алтайский край  г. Барнаул, пр. Ленина, 75

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно